Изобразительное искусство (Рисование)
Аннотация к
рабочим программам по ИЗО (1-4 классы)
Рабочие программы учебного
предмета «Изобразительное искусство» составлены в соответствии с законом РФ «Об
образовании», требованиями Федерального государственного общеобразовательного
стандарта начального общего образования, на основе авторской программы
«Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, В.Г. Горяевой,
А.С. ПитерскихГ.Е. Издательство Москва «Просвещение»,2012г., рекомендованной
Министерством образования и науки РФ.
Для реализации рабочих программ
используются учебно-методические комплекты, включающие:
1. Л.А.Неменская. Ты изображаешь,
украшаешь и строишь : учебник для 1 класса./ Л.А. Неменская под редакцией Б.М.
Неменского . – М. : Просвещение, 2011.
2. Коротеева Е.И. Искусство и ты
: учебник для 2 класса./ Е.И. Коротеева под редакцией Б.М. Неменского . – М. :
Просвещение, 2012.
3.Н.А.Горяева, Л.А.Неменская.
Искусство вокруг нас: учебник для 3 класса Н.А.Горяева,Л.А.Неменская/ под ред.
Б.М.Неменского.: М.Просвещение.2013.
4.Неменская Л.А. Изобразительное
искусство. Каждый народ – художник: учебник для 4 класса./ Неменская Л.А. под
ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение,2014..
Место учебного предмета в
учебном плане.
На изучение предмета в 1 классе
отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 33 ч.
Во 2 – 4 классах – по 1 часу в
неделю, всего на изучение программы отводится – 34 часа в каждом классе.
Цель учебного предмета «Изобразительное
искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных
поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации,
накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи обучения:
- развитие эмоциональной отзывчивости
на явления окружающего мира;
- формирование эстетического
отношения к природе;
- формирование представлений о
трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке.
Изобразительное искусство в
начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными
предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное
искусство направлено в основном
на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что
является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Программа создана на основе
развития традиций российского художественного образования, внедрения
современных инновационных методов и на основе современного понимания требований
к результатам обучения. Смысловая и логическая последовательность программы
обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Культуросозидающая роль программы
состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в
коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в
основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за
шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи,
объединяющие всех людей планеты.
Аннотация
к рабочей программе по ИЗО 5-7 класс
1. Статус документа
Настоящая программа по
«Изобразительному искусству» для 5-7 класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены
стандартом. Данная рабочая программа учебного курса изобразительного искусства
составлена на основе Авторской программы по ИЗО Неменского Б.М.
2. Общая характеристика
учебного предмета
5 класс, или первый год
основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых
сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с
национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени
раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и
непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам,
так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление
программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные
традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения
подростков особенно важно знакомство с
народным, крестьянским
декоративным искусством, которое наиболее полно
хранит и передаёт новым
поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического
отношения к миру.
Образный язык декоративного
искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто
имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно
успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов,
композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у
школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного
искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи
важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда,
культуры человеческих отношений. Программа рассчитана на 35 часов, на 1 час в
неделю.
6 класс посвящен изучению
собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности
художественного изображения (рисунок,
живопись), понимание основ
изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его
бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения
языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные
духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет
способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому
ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим
преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа,
требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в
жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по
отношению к прикладным. Программа рассчитана на 35 часов, на 1 час в неделю.
Темы, изучаемые в 7 классе,
посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип
содержательного единства восприятия произведений искусства и практической
творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности
задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Основное
внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и
соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание
основ изобразительного языка.
Изучая язык искусства, мы
сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в
истории искусства. В свою
очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние,
мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе
и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать,
входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в
иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание
искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль
собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить
с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Рабочая программа
рассчитана на 1 час в неделю, на 35 часов в год.
4. Цели программы обучения
-формирование
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в
искусстве;
- дальнейшее формирование
художественного вкуса учащихся;
- понимание роли
декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;
- осмысление места
декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной
роли конкретного человека и общества;
5. Задачи курса
- учиться в ходе восприятия
декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в
первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка
декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества,
которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё
личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять
наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления
интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Тематический план
предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения
учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень)
дидактико-технологическое оснащение включает ПК,
медиатеку и т. п.
Для
информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с
помощью компьютера: электронная версия музеев мира.