История
Аннотация
к рабочей программе по истории для 5-8 классов
ФГОС ООО по истории
Рабочая программа по
истории в 5-8 классах составлена на основе ФГОС ООО, с учетом Основной
образовательной программы ООО МБОУ «Мондинская СОШ», Примерной программы
по учебным предметам «История. 5-9 классы», Учебного плана МБОУ «Мондинская
СОШ» 2018-2019 уч.г. Содержание учебного
предмета «История» для 5—9 классов изложено в двух курсах — «История России» и
«Всеобщая история». Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего
мира. 5 класс: М., Просвещение, 2015г. -Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая
И.С «История Древнего мира».М., Просвещение, 2015г.., А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина. История России. 6-9 классы. М.,Просвещение, 2016., Юдовская А.
Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 7- 8 классы. М., Просвещение, 2017.,
Сороко- Цюпа А.О., Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX в.
М., Просвещение, 2016г.).,
Цели изучения истории:
личностные:
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с
исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными
традициями.
- воспитание уважения к
истории и традициям народов, правам и свободам человека, толерантного отношения
к представителям других народов и стран;
метапредметные:
- развитие мотивов и интересов
своей познавательной деятельности;
- овладение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
- умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
предметные:
- формировать
представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их
взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными
методами исторического познания;
- умение работать с
различными источниками исторической информации.
Структура
учебного предмета состоит из
разделов: «История Древнего мира», «Средневековая история зарубежных государств
и России», «Новая история», «Новейшая история».
Основные
образовательные технологии: ИКТ,
проектная, игровая, групповая, проблемное обучение, здоровьесберегающие.
Обучающиеся научатся:
• определять место
исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических
понятий, терминов;
• использовать
историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей,
расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск
информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
• описывать условия
существования, основные занятия, образ жизни людей, памятники культуры;
рассказывать о событиях истории;
• объяснять, в чём
заключались назначение и художественные достоинства памятников культуры:
архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным
событиям и личностям всемирной истории.
Обучающиеся получат
возможность научиться:
• давать характеристику
общественного строя государств;
• сопоставлять
свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
• видеть проявления
влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о
значении и месте исторического и культурного наследия древних и современных
обществ в мировой истории.
Результаты обучения(
личностные, метапредметные, предметные)
Количество
учебных часов в 5-9 классе: 340
часов, 2 часа/неделя.
История 9 класс
Цели
и задачи обучения
Изучение истории на ступени
основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
·
воспитание патриотизма,
уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
·
освоение знаний о
важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их
взаимосвязи и хронологической последовательности;
·
овладение элементарными
методами исторического познания, умениями работать с различными источниками
исторической информации;
·
формирование ценностных
ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными,
религиозными, этно-национальными традициями;
·
применение знаний и
представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей
для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям
других народов и стран.
Общие
учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира
различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и
др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых
функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять
процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной
задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов
деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из
них.
Сравнение, сопоставление, классификация,
ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям,
критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций,
выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для
доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческое решение учебных и практических задач:
умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной
деятельности.
Информационно-коммуникативная
деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность
передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей
и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование
различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической
речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку
зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных
высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с
заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана,
тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование
выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными
словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем
(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности
(постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и
средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин
возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в
окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владение умениями совместной деятельности:
согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное
оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей
различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и
выполнение своих обязанностей как гражданина.
Место предмета в
базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения
учебного предмета «История» в IX классах 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов.
Согласно календарному учебному графику школы
на 2018-2019 учебный год в 9 классах учебный план рассчитан на 33 учебные
недели, следовательно, рабочая программа
рассчитана на 66 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю). С
учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная
программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и
учебного времени для IX класса:
Классы |
Объем учебного
времени (федер. компонент) |
Разделы
примерной программы Всеобщая история |
Разделы
примерной программы История России |
IX |
66 |
Всеобщая история
(28 часов) |
История России (XX-XXI вв.) – 38 часов
|
В первом полугодии
изучается всеобщая история – 28 часов;
во втором полугодии – истории России – 38 часов. Рабочая программа составлена с
учетом данных особенностей преподавания курса истории.
Учебно-методический
комплекс
ПРОГРАММА |
УЧЕБНИК |
Примерные программы начального,
основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента
государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 –
1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного
учебного плана») Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории (базовый уровень) (приказ
Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089); Авторская
программа по всеобщей истории: А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова. Новейшая
история зарубежных стран. XX – начало XXI вв. 9 класс. (Сборник Программы
общеобразовательных учреждений. История 6-9 классы. М.: Просвещение, 2014); «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А.
Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2014г.). Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозов А.Ю. История.
России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилина, Л.Г.
Косулиной 6-9 классы - М.:
Просвещение, 2011Всеобщая история. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособие
для учителей общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, О.С. Сороко-Цюпа. – М.:
Просвещение, 2014 г. |
О.С.Сороко-Цюпа,
А.О.Сороко-Цюпа Новейшая история
зарубежных стран ХХ – начало ХХI века, М.,
Просвещение 2014 Данилов А.А. История России, XX – начала XXI
века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.
Косулина, М.Ю. Брандт. - М.: «Просвещение», 2014.
|
Требования к
уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
-
основные
этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
-
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей
истории;
-
важнейшие
достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-
изученные
виды исторических источников;
уметь
-
соотносить
даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории;
-
использовать
текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных
задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-
показывать
на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий;
-
рассказывать
о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать
приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений),
отчетов об экскурсиях, рефератов;
-
соотносить
общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
-
объяснять
свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и
всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
понимания
исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
-
высказывания
собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-
объяснения
исторически сложившихся норм социального поведения;
-
использования
знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Аннотация к рабочей программе по предмету история 10-11 кл
Реализуемый УМК:
- История с древнейших времен до
конца XIX вв./ под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Русское слово, 2018 г.
- История
конец XIX-начало XXI века/ под ред. Н.В. Загладина. – М.:
Русское слово, 2018 г.
Данные линии учебников соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего
образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в
Федеральный перечень.
Авторы учебника:
А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин
Нормативно – правовая база для разработки
программы
Рабочая программа по истории для 10-11
классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного
стандарта (начального общего образования, основного общего образования,
среднего (полного) общего образования) по утверждении приказом Минобразования
России от 05.03.2004 г. № 1089;
2. Федеральный государственный стандарт
основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897;
3. Закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
4. Учебный план МБОУ «Мондинская СОШ» на
2018-2019 учебный год;
Цели
Воспитание гражданственности,
национальной идентичности,, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на
основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных,
этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических
доктрин;
Развитие способности понимать
историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять
собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои
взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
Освоение систематизированных
знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и
роли России во всемирно-историческом процессе;
Овладение умениями и навыками
поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Формирование исторического мышления –
способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторических
событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам
прошлого и современности.
Место предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на уровне
среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10-11 классах.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет по 2 часа в 10-11
классе.
В соответствии с базисным учебным планом в
рамках среднего общего образования и на основании учебного плана МБОУ «Мондинская
СОШ» на освоение программы среднего общего образования по истории (10 – 11
классы) выделяется 134 часа учебного времени. Изучение истории на уровне
среднего общего образования складывается следующим образом:
10 класс – 68 часов федерального
компонента;
11 класс – 66 часов федерального
компонента;
Требования к уровню подготовки учащихся
10-11 классов в соответствии с федеральным образовательным стандартом и с
учетом примерной программы.
В результате изучения истории на базовом уровне
учащиеся 10-11 классов должны:
Знать/Понимать:
1.Даты основных событий, термины и понятия
значительных процессов и
2.основных событий, их участников,
результаты и итоги событий России IX – конец XIX века;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в IX – в
конце XIX века; изученные виды исторических источников.
Уметь:
1.Сравнивать исторические явления и
события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
2.Уметь дискутировать, анализировать
фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим
явлениям, высказывать собственное суждение;
3.Читать историческую карту;
4.Группировать исторические события и
явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями:
1.Информационно-поисковой;
2.Учебно-познавательной;
3.Коммуникативной;
4.Рефлексивной;
5.Смыслопоисковой;
6.Личностного саморазвития
Способны решать следующие
жизненно-практические задачи:
1.Высказывать собственное суждение об
историческом наследии народов России;
2.Использовать знание об историческом пути
и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
Используемые инновационные методы обучения
ИКТ – технологии, проблемно –
диалогическое обучение, игровые технологии, проектная деятельность
Виды контроля
Предварительный, текущий, тематический,
итоговый
Формы текущего контроля
Основными видами диагностики уровня
сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний,
умений и навыков на данном этапе обучения являются:
- Устный опрос (собеседование);
- Публичные выступления (высказывания,
монолог, дискуссия, полемика);
- Исторические диктанты: понятийные
(терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
- различные виды работ с исторической
картой;
- анализ исторических источников (поиск
нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной
цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в
другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- тесты (однотипные, комплексные);
- Тексты с лакунами (пропусками);
- историческое сочинение, эссе и т.п.
- рефлексия по итогам самостоятельной и
групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и
устная).
По итогам изучения курса предусмотрена
контрольная работа в виде комплексного разноуровневого теста.