География
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного обще
го образования, примерных программ по учебным предметам (География 5 класс.
М.:Дрофа, 2016), федерального перечня учебников, базисного учебного плана,
рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2016).
Планирование
составлено на основе примерной программы основного общего образования по
географии. 5 класса авторы И. И. Баринова, А.А. Плешаков,Н.И. Сонин
издательство Дрофа. 2016 г. Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией
В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.
География. Начальный курс. 2016 г. Курс географии 5 класса открывает пятилетний
цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания
учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.
Цели и задачи курса: ознакомление учащихся с основными
понятиями и закономерностями науки географии; формирование географической
культуры личности и обучение географическому языку; формирование умения
использовать источники географической информации, прежде всего географические
карты; сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере,
литосфере, биосфере; формирование правильных пространственных представлений о
природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до
глобальных. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу
географии на уровне основного общего образования предшествует курс «Введение в
географию», включающий определенные географические сведения. По отношению к
курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь,
содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих
географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким
образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в
системе непрерывного географического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации. Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту общего образования и примерной
программы основного общего образования по географии. 5 класса авторы И. И.
Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин издательство Дрофа. 2016 г., на изучение
географии в 5 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю.
Цель рабочей программы – создание условий для планирования,
организации и управления образовательным процессом по предмету «География».
Рабочая программа
включает следующие разделы:
Раздел 1. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета «География». В результате освоения
предметного содержания учебного предмета у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов к
окончанию 5 класса. Требования задаются в деятельностной форме (что учащиеся
должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной
жизни). Кратко излагается система оценки достижений учащихся.
Раздел 2.
Содержание тем учебного предмета, включает в себя перечень и название разделов
и тем предмета.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием
основных видов учебной деятельности обучающихся 5 класса. В данном разделе
перечислены разделы, темы и последовательность их изучения. Указано необходимое
количество часов для изучения каждого раздела и каждой темы.
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного обще
го образования, примерных программ по учебным предметам , федерального перечня
учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа,
2016). Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса
являются: • примерные программы, созданные на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта: Сборник нормативных документов.
География. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11
классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., Дрофа, 2009 г.; • Федеральный перечень
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования (учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. Дрофа,
2016;) Количество часов в неделю – 1 час, в год – 34 часов.
Рабочая программа включает в себя следующие элементы:
Раздел 1. Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География».
В результате освоения предметного содержания учебного предмета у учащихся
предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных
и личностных результатов к окончанию 6 класса. Требования задаются в
деятельностной форме (что учащиеся должны знать, уметь, использовать в
практической деятельности и повседневной жизни). Кратко излагается система
оценки достижений учащихся.
Раздел 2.
Содержание тем учебного предмета, включает в себя перечень и название разделов
и тем предмета.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием
основных видов учебной деятельности обучающихся 6 класса. В данном разделе
перечислены разделы, темы и последовательность их изучения. Указано необходимое
количество часов для изучения каждого раздела и каждой темы.
«Начальный курс географии» - первый систематический курс
новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются
представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных
оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование
географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают
первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения
использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется
изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование
своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы
дальнейшем при овладении курсом географии. Начальный курс географии достаточно
стабилен, с него начинается изучение географии в школе, начальный курс - первая
ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические
знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых
природных; веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного
мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о
связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность
между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении
знаний умений учащихся, в развитии их географического мышления,
самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны
усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях,
а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся
приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной
работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при
изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение
географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными
представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями,
связанными с использованием источников географической информации, прежде всего,
карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления
представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Начальный
курс для обучающихся основной школы - первый по географии. Поэтому в
"Требованиях к подготовке обучающихся» массовой школы преобладают уровни:
называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже —
объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если
учащиеся подготовлены к этому. Цель курса: заложить основы географического
образования обучающихся. Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения
поставленной цели, можно сформулировать следующим образом: Показать школьникам
географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности
ее изучения; Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать
первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в
окружающем ребенка мире; Познакомить с географической картой как уникальным и
наглядным источником знаний и средством обучения; Научить работать с разными
средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории; А
самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью
общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе
за все, что он сам делает в окружающем его мире
Данная рабочая программа для 7 класса составлена на
основании: - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
2004 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География
материков и океанов» 7 класс. Авторы: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А.
Щенев. М.: Дрофа, 2018. Используется учебник: Коринская В.А., Душина И.В.,
Щенев В.А. География, Дрофа, 2018г. Количество часов в неделю – 2 часа.
Количество часов в год - 68 часов.
Рабочая программа включает в себя следующие элементы:
Раздел 1. Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География».
В результате освоения предметного содержания учебного предмета у учащихся
предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных
и личностных результатов к окончанию 7 класса. Требования задаются в
деятельностной форме (что учащиеся должны знать, уметь, использовать в
практической деятельности и повседневной жизни). Кратко излагается система
оценки достижений учащихся.
Раздел 2.
Содержание тем учебного предмета, включает в себя перечень и название разделов
и тем предмета.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием
основных видов учебной деятельности обучающихся 7 класса. В данном разделе
перечислены разделы, темы и последовательность их изучения. Указано необходимое
количество часов для изучения каждого раздела и каждой темы.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету
школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и
общеземлеведческих знаний. География материков и океанов продолжает
географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на
географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает
рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и
природы на новом - региональном (материковом) уровне. В соответствии со
Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный
минимум географического содержания согласно новой концепции среднего
географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок
школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом
«Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы
знаний из других разделов Стандарта - «Источники географической информации», «Природа
Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы
опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного
подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у
школьников интереса к географии. Основная цель курса - раскрыть закономерности
земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы,
населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный
порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости
бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем
окружающей среды. Другая важная цель курса - создать у учащихся целостное
представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и
населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум
базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому
человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в
курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно
и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. Специфика курса
состоит в широком использовании картографических источников информации. По
этому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода
изучения нашей планеты
Данная рабочая программа для 8 класса составлена на
основании: - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
2004 г. - программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/
сост. Е.В. Овсянникова- М., Дрофа, 2009г. - примерные программы, созданные на
основе федерального компонента государственного образовательного стандарта:
Сборник нормативных документов. География. Примерные программы по географии
(Сост.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.) - М., Дрофа, 2010 г.; Используется базовый
учебник: Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2018г.
Количество часов в неделю – 2 часа. Количество часов в год - 68 часов.
Рабочая программа включает в себя следующие элементы:
Раздел 1. Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География».
В результате освоения предметного содержания учебного предмета у учащихся
предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных
и личностных результатов к окончанию 8 класса. Требования задаются в
деятельностной форме (что учащиеся должны знать, уметь, использовать в
практической деятельности и повседневной жизни). Кратко излагается система
оценки достижений учащихся.
Раздел 2.
Содержание тем учебного предмета, включает в себя перечень и название разделов
и тем предмета.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием
основных видов учебной деятельности обучающихся 8 класса. В данном разделе
перечислены разделы, темы и последовательность их изучения. Указано необходимое
количество часов для изучения каждого раздела и каждой темы.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение
следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях,
географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей
Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде,
путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями
ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного
общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для
поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание
любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с
другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей
среде; • формирование способности и готовности к использованию географических
знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и
социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной
территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды
как сферы жизнедеятельности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить
особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии
формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд
специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений,
необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления
причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений;
моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в
ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в
окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей.
Исходными документами для составления рабочей программы
учебного курса «География России. Население и хозяйство» для 9-го класса являются:
• стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России.
Население и хозяйство», 9 класс. Авторы: В.П. Дронов, В.Я. Ром. М.,
«Дрофа»,2013г. Используется базовый учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. География
Росии. Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2014г. Количество часов в
неделю – 2 часа. Количество часов в год - 68 часов. Рабочая программа включает
в себя следующие элементы:
Раздел 1. Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География».
В результате освоения предметного содержания учебного предмета у учащихся
предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных
и личностных результатов к окончанию 9 класса. Требования задаются в
деятельностной форме (что учащиеся должны знать, уметь, использовать в
практической деятельности и повседневной жизни). Кратко излагается система
оценки достижений учащихся.
Раздел 2.
Содержание тем учебного предмета, включает в себя перечень и название разделов
и тем предмета.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием
основных видов учебной деятельности обучающихся 9 класса. В данном разделе
перечислены разделы, темы и последовательность их изучения. Указано необходимое
количество часов для изучения каждого раздела и каждой темы.
Главная цель данного курса — формирование целостного
представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о
месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма
учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов,
выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в
российском пространстве; развитие географического мышления. Содержание курса
построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов
содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим
принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках
объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических
составляющих. Курс занимает важное место в структуре школьных курсов географии.
Он завершает базовое географическое образование школьников, а с другой стороны,
формирует знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса
«Экономическая и социальная география».
Основные задачи курса:
–
сформировать географический образ своей страны н
ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа
взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
–
-
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и
одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического
пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и
специфические региональные процессы и явления;
–
- показать большое практическое значение
географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных,
демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей
стране, а также географических аспектов важнейших современных
социально-экономических проблем России и ее регионов;
–
-
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками
самостоятельной работы с различными источниками географической информации как
классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными
(компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и
поведенческими;
–
- развивать представление о своем географическом
регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и
специфические процессы и явления;
–
- создать образ своего родного края, научить
сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая
география мира» для 10 - 11-го классов составлена на основе: - стандарт
основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Рабочая
программа ориентирована на использование учебника «География», 10 класс.
Авторы: В.П. Максаковский М., «Просвещение»,2012г. Количество часов в неделю
–1час. Количество часов в год - 35 часов (рассчитано на 2 года обучения).
Рабочая программа включает в себя следующие элементы:
Раздел 1. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета «География». В результате освоения
предметного содержания учебного предмета у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов к
окончанию 10 - 11 класса. Требования задаются в деятельностной форме (что
учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и
повседневной жизни). Кратко излагается система оценки достижений учащихся.
Раздел 2.
Содержание тем учебного предмета, включает в себя перечень и название разделов
и тем предмета.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием
основных видов учебной деятельности обучающихся 10 - 11 класса. В данном разделе перечислены разделы,
темы и последовательность их изучения. Указано необходимое количество часов для
изучения каждого раздела и каждой темы.
Главной целью курса
является формирование у школьников законченных широких представлений о
социально-экономической составляющей географической картины мира. Указанная
цель раскрывается в основных задачах курса:
1.
Освоение системы географических знаний о
целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах
глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения
географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
2.
Овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
3.
Развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с
важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и
крупнейших стран;
4.
Сформировать систему знаний об экономических и
социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы
и общества на планетарном и региональном уровнях;
5.
Развить у школьников познавательные интересы,
интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
6.
Формировать географическую культуру и
географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
7.
Вооружить учащихся специальными и общеучебными
умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического
характера по данному курсу;
8.
Нахождения и применения географической
информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы
и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических
вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в
России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
9.
Воспитание патриотизма, толерантности, уважения
к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде