1 Содержание Пояснительная записка… ................................................................. 3 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса .............................................................................................. 3 2. Цели и задачи воспитания................................................................. 6 3. Виды, формы и содержание деятельности .................................... 11 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» .............................. 11 3.2. Модуль «Классное руководство».............................................. 14 3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» ............................ 16 3.4. Модуль «Школьный урок» ........................................................ 17 3.5. Модуль «Самоуправление» ....................................................... 19 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» ..................... 20 3.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»............................. 22 3.8. Модуль «Профориентация» ....................................................... 23 3.9. Модуль «Школьные медиа» ...................................................... 24 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»........ 25 3.11. Модуль «Работа с родителями»................................................. 26 3.12. Модуль «Безопасность жизнедеятельности»… ....................... 27 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы .............................................................................................. 28 Календарный план воспитательной работы.................................... 31 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания МБОУ «Мондинская СОШ» направлена на личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы воспитания, на всех уровнях образования, является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе) наставники, могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией. Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела. 1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». 2. Раздел «Цель и задачи воспитания». 3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности». 4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы». К Программе прилагается календарный план воспитательной работы. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мондинская средняя общеобразовательная школа (МБОУ «Мондинская СОШ») – одно из старейших образовательных учреждений с богатой историей и 3 традициями. Именно традиции обеспечивают стабильность воспитательной системы образовательной организации. Их сохранению и развитию придается особое значение. Воспитательная система школы направлена на создание единого воспитательного пространства, главной ценностьюкоторого является личность ребенка, его развитие, самореализация и самоопределение в обществе. МБОУ «Мондинская СОШ» находится по адресу Республика Бурятия Тункинский Район, п.Монды, улица Саянская 1А. Образовательная организация была создана в 1884 году как миссионерско-церковная школа с четырьмя классами. В 1934 году преобразована в начальную школу. В 1962 году преобразована в 8-летнюю школу. В 1975 году присвоен статус средней школы. В 2001 году школа получила официальное наименование Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мондинская средняя общеобразовательная школа». В 2011 году Образовательная организация переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мондинская средняя общеобразовательная школа». В начальной, основной и средней школе занимается 11 классов Школа работает в 1 смену, учебные занятия проходят с 8.30 до 13.50. Вторая половина дня: внеурочные занятия, индивидуальные консультации для учащихся, родителей, факультативы, работа кружков, внешкольные и общешкольные мероприятия. Место, в котором находится школа, значительно удален от районного центра п.Кырен и большинства учреждений культуры. По социальному статусу преобладают рабочие, есть служащие, военнослужащие, появилась категория предпринимателей, частных торговцев, увеличилось количестводомохозяек, есть временно неработающие, пенсионеры, инвалиды. Следует отметить, что в школе обучаются дети из семей разных уровней жизни. В школе есть спортивный зал, компьютерный класс, библиотека, столовая, достаточное количество кабинетов для образования и воспитания обучающихся. Среда воспитательной системы МБОУ «Мондинская СОШ» включает в себя не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы района, Республики Бурятия, но и соседнего региона Иркутской области. От школы удалены учреждения дополнительного образования, но школа тесно сотрудничает с МАУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и краеведения», с которым у школы сложились партнёрские отношения. Школа также сотрудничает с МАУ «Спортивная школа Тункинский район», с «Центром дополнительного образования детей» краеведческим музеем. Оганизация и проведение профилактических мероприятий в школе проходят совместно с РЭГ ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Тункинский», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Тункинский 4 район», с которыми у школы сложились партнёрские отношения. Исходя из этих обстоятельств, программа воспитания школы имеет направленность, учитывая потребности, особенности, уровень развития личности и воспитания разных групп, обучающихся школы. Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания МБОУ «Мондинская СОШ» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Процесс воспитания в Школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; системность, целесообразность и избирательность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в школе являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются коллективные творческие дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого общешкольного дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; 5 - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУ «Мондинская СОШ» – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по-своему 6 саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной 7 национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стеснятьсябыть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; 8 - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; 9 - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки и секции, работающие пошкольным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 10 7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовывать профориентационную работу со школьниками; 9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел (далее КТД), интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: -социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: -социально-благотворительная инициатива (акция) Акция «Спешите делать добрые дела!», «Собери подарок другу» - сбор подарков для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), обучающиеся школы, 11 родительское сообщество и педагоги собирают подарки, готовят поздравления, пишут открытки. Ход мероприятия и его итоги освещаются на школьном сайте. - Осенняя неделя добра, посвященная Дню пожилого человека (поздравление жителей поселка) «Низкий Вам поклон», поздравление педагогов- ветеранов - общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы. - патриотическая акция «Ветеран живет рядом», организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, тружениками тыла. - встречи учащихся, родителей с представителями ГИБДД в рамках профилактических мероприятий (профилактика правонарушений, употребления ПАВ, наркотиков, нарушений ПДД и т.д.); - Историко-краеведческие игры, походы; На школьном уровне: - общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы; - «Здравствуй, школа!», линейка, посвященная Дню знаний; - Посвящение в первоклассники «Мы школьниками стали!»; - День Учителя, «С любовью к Вам, Учителя!» (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися); - Новогодний серпантин (новогоднее представление и игры у елки); - День матери, праздничное поздравление «Самой любимой посвящая!»; - Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания; - Праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, - 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.; - Предметные недели; - торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей; - «Посвящение первоклашек в пешеходы»; - «Первый звонок»; - «Последний звонок». 12 - церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу: - общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей «За честь школы»; - награждение на торжественной линейке «Последний звонок»; по итогам учебного года; - награждение на торжественной части Выпускного вечера; - итоговые родительские собрания. На уровне классов: - выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; - участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; - проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: - вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); - индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; - наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; - при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 13 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса, работу с учителями, преподающими в данном классе, работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: - инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; - организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно- нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; - проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; - сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. Проведение классных часов: 1 неделя - Здоровый образ жизни, правила дорожного движения, пожарной безопасности, действия при ЧС. 2 неделя - направленных на формирование межличностных отношений. 3 неделя - направленных на патриотическое воспитание. 4 неделя - самосовершенствование личности, работа с психологом. 14 - выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: - изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; - поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; - индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и входе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; - коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; - через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение минипедсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке (проведение совещаний при 15 директоре «Адаптация обучающихся 1,5 классов», проведение уроков безопаности в сети Интернет, «Уровень воспитанности учеников»; - привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: - регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; - помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников (индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога и социального педагога); - создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; - привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; - организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы (организация и проведение мероприятий к праздничным и памятным датам: «День знаний», «День уважения к старшему поколению», «День матери», «День защитника Отечества», «Международный женский день, «День рождения школы»). Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опытучастия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; 16 - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности: «Практикум по решению задач по физике и математике», «Химия вокруг нас», ; «Тэрэнги», «Проектнаядеятельность», «Учись учиться», «Математика + игры», «Тайны русского языка», «Финансовая грамотность», направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности: «Гитара», «Хор», «Развитие речи», «Умелые ручки», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курс внеурочной деятельности « Помощники КЛИО», « Занимательный русский язык», направленный на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности: «Подвижные игры», «Неболейка», «Спортивные игры», «волейбол», направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. 17 Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности: «Спортивный туризм», краеведческая игра «Мы живем в Бурятии», походы по родному краю, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности: «Мир профессий», направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности: отряд ЮИД « Светофор», Отряд ДЮП «Искра», участие в деятельности РДШ, Совет старшеклассников «Юность», БРО РДШ, волонтерский отряд «Благо» направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности (все формы урока); побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации (правовые уроки и акции); привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор 18 соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми (тематические уроки, посвященные историческим датам и событиям); включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи ; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (урок-проект, урок-исследование). 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. На уровне школы: 19 - через деятельность Детского совета, объединяющего активистов классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов. Детский совет курирует совет старшеклассников «Юность»; - через работу постоянно действующего школьного актива (досуговый сектор, спортивный, сектор милосердия, трудовой, оформительский, правовой, учебный) , инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.). На уровне классов: - через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой детско-молодежного объединения и классных руководителей; - через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (спортивный сектор, творческий, трудовой, учебный, работа с младшими ребятами- шефский); На индивидуальном уровне: - через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; - через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.6. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе школы детское общественное объединение – объединение Юнармия, РДШ; БРО, РДШ , Совет старшеклассников «Юность», отряд ЮИД «Светофор», Отряд ДЮП «Искра», волонтерский отряд «Благо» – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихсяна основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Основной целью создания и деятельности общественных объединений является: поддержка детских и молодёжных инициатив. Основные направления работы: патриотическое, досуговое, медийное, ЗОЖ и добровольчество. отряд ЮИД «Светофор», Отряд ДЮП «Искра» (формирование навыков безопасного поведения на дороге, в быту, 20 здоровьесбережения. Участие в школьных мероприятиях: организация и проведение флешмобов, подготовка агитбригад по пожарной безопасности и безопасности дорожного движения. Выступление перед воспитанникам детского сада «Дорога безопасности». «Стань заметнее на дороге», участие в районных и городских конкурсах). Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: - организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий, помощь в благоустройстве территории и т.п.; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа на школьном участке, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для личностного развития школьников опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе (МБОУ «Мондинская СОШ»), обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; - мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); - поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими егочленами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности школьных СМИ детского объединения: в группе vk Mondy.sosh проведение общешкольной Конференции - высшего органа объединения – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); - участие членов волонтерского отряда детского общественного объединения (участие во Всероссийских акциях «Георгиевская ленточка», в 21 акциях: «Осенняя неделя добра», «Весенняя неделя добра», «Будущее без наркотиков», «Милосердие», проведение занятий «Толерантность-это…», «Как стать другим», выступление агитбригады, посвященной Дню борьбы со СПИДом и т.д.), в волонтерских акциях «Собери подарок другу», деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: - регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходногодня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, на предприятие,на выставку, на природу; - литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников по району, по Иркутской области, по Бурятии, для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны; - регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Осенний парк», «Золотая осень» «Зимняя сказка» и т.п.); - профориентационные экскурсии учащихся: музеи, предприятий района, Республики, Иркутска., Слюдянки, Солнечная обсерватория, на заставу«Мондинский». 22 3.8. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: - циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего («Профессии моей семьи», «Моя мечта о будущей профессии», «Путь в профессию начинается в школе»); - профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; - в рамках проекта «Билет в будущее», дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; - совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования (размещение профориентационной информации на официальном сайте школы, оформление стенда по профориентации, занятия с элементами тренинга «Экзамен без стресса», «Моя будущая профессия»); - участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, участие в мастер - классах, посещение открытых уроков – онлайн - уроки финансовой грамотности (регистрация пользователей на платформе проекта «Билет в будущее»-8-9 классы; тестирование на платформе проекта «Билет в будущее», Всероссийские открытые уроки на потрале «ПроеКТОриЯ» -8-9 классы); - индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в 23 процессе выбора ими профессии; - освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы или в рамках курсов внеурочной деятельности. 3.9. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: разновозрастная группа учащихся и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, радио) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация КТД, кружков, секций и т.д.; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, конкурсов, спектаклей, вечеров; школьная интернет-группа - разновозрастная группа школьников и педагогов, поддерживающее виртуальную диалоговую площадку, на которой могли бы обсуждаться вопросы. 24 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; размещение на стендах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, и т.п.); озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями, учителями-предметниками совместно с учащимися, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, торжественных линеек, творческих выставок, конференций и т.п.); совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип), используемой как в школьной повседневности; 25 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.11. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. На групповом уровне: • Общешкольный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации их детей; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • встречи родителей со специалистами: социальными работниками, врачами, представителями ГИББД , КДН и ЗП «Тункинский». представителями прокуратуры по вопросам профилактики; • «Дни открытых дверей», на которых происходит встреча педагогов школы с родителями обучающихся по вопросам обучения и воспитания детей; На индивидуальном уровне: • работа администрации школы по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 26 3.12. Модуль «Безопасность жизнедеятельности» Основной целью формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры, является формирование у обучающихся МБОУ «Мондинская СОШ» ценностного отношения к собственному здоровью и собственной безопасности, основанного на знании своих потребностей, особенностей развития, и выработанного в процессе занятий, индивидуального способа здорового образа жизни. Деятельность МБОУ «Мондинская СОШ» по формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующихснижению риска здоровью в повседневной жизни включает несколько направлений: организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, организация просветительской и методической работы, профилактическая работа с участниками образовательного процесса. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с обучающимися «группы риска». На внешнем уровне: -проведение профилактических бесед, тренингов. Беседы с представителями Отдела социально-правовой поддержки и профилактики ГИББД , КДН и ЗП «Тункинский» представителями прокуратуры по вопросам профилактики. Привлечение возможностей других учреждений организаций – спортивных клубов, лечебных учреждений. Занятия в спортивных школах, клубах и секциях. На школьном уровне: - проведение спортивных соревнований: «Веселые старты», Дни здоровья, легкоатлетический кросс, соревнования по футболу, эстафеты, спортивные конкурсы; Всемирный день борьбы со СПИДом. - мероприятия по профилактике ПБ, ПДД; - психологические тренинги: первый раз в первый класс, в пятый класс; занятия с выпускниками «Ступени к успеху»; - использование информационных ресурсов сети Интернет, организация виртуальных экскурсий, бесед, лекций, диспутов и круглых столов; - организация и проведение экологических праздников и акций; - участие в исследовательских проектах экологической направленности. 27 На индивидуальном уровне: - индивидуальная работа с подростками, «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», профилактические акции, привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗАВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой МБОУ «Мондинской СОШ» воспитательной работы осуществляется по выбранным школой модулям проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно (в конце учебного года) силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть: 28 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование, диагностика педагогическими методиками. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются: 1). Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде 29 существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать) 2). Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в определении целей и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми) 3). Управление воспитательным процессом в образовательной организации (имеют ли педагоги четкое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками). Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством проводимых в школе экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы. Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год обсуждается на МО классных руководителей, на педагогическом совете школы. 30 Приложение 1 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ориентиров очное Дела, события, мероприятия Классы Ответственные время проведения - День знаний. «Здравствуй, школа» 1-11 1.09.21 Аюшеева А.Д., ЗД по ВР. - торжественная линейка. Кл. руководители - Классный часы, посвященные Году Науки и Техники. Месячник безопасности жизнедеятельности (профилактика ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, беседы, классные часы по ПДД, ПБ) 1-11 с 28.08.2021 по 28.09.2021 Аюшеева А.Д., ЗД по ВР. Аюшеев Б.В. преподавательорганизатор ОБЖ, Кл. руководители Легкоатлетический кросс в рамках Президентских состязаний спартакиада школьников «Золотая Осень» Классные собрания (по графику) Профилактическая акция «Внимание, дети!» 1-11 сентябрь Аюшеева А.Д., ЗД по ВР. Аюшеев Б.В учитель физкультуры 1-11 1-11 сентябрь сентябрь Кл. руководители Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВР. Аюшеев Б.В учитель ОБЖ День пожилого человека Встречи с ветеранами педагогического труда 1-11 октябрь Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВР День учителя в школе. «С любовью к 1-11 Вам, Учителя!» поздравление учителей, концертная программа. День Добра и Милосердия. Классные 1-11 часы, посвященныеМеждународному дню толерантности «Настроение и его власть над человеком», «Умение владеть собой» Концертная программа, посвященная 1-11 дню матери. «Святость материнства» октябрь Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВР ноябрь Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Новогодний переполох: Новогодний спектакль и игровая программа «В гостях у Ёлки» (открытый районный 1-11 ноябрь Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВР совет старшеклассников. декабрь Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 31 фестиваль «Зимняя сказка»). Конкурс на лучшее новогоднее оформление классного кабинета Новогодние праздники День воинской славы «Город, победивший смерть. Блокада Ленинграда» Конкурс чтецов «В начале было слово…» Живая классика, конкурс чтецов(Всероссийский конкурс) 1-11 декабрьянварь Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 1-11 январь – февраль Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВР учителя русского языка и литературы День российской науки 1-11 08.02.2022г. Мероприятия месячника 1-11 патриотического воспитания (месячник защитника Отечества): Поздравление с Днем защитника Отечества мужчин, мальчиков Единый урок Мужества; Акции «Живи, доброта!» и «Милосердие»; Кл. руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВПР Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители февраль Классный час, посвященный Дню защитника Отечества Выставка ДДТ «Вернисаж талантов» Общешкольный поздравительный проект «Весенняя капель»: -КТД праздничный концерт «Все начинается с женщины» День Земли «Земля – наш общий дом» Экологические мероприятия 1-11 февраль Классные руководители 5-11 1-11 январь-март март Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Акция «Георгиевская ленточка» 1-11 апрель-май Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, фестивале «Байкаловедение», Марафон Тунка 22… Учебные сборы юношей 1-11 В течение уч. Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители, учителя предметники. Митинг, посвященный Дню победы 1-11 1-11 апрель года 10 май - июнь май Классные руководители Классные руководители Аюшеев Б.В. преподаватель ОБЖ Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители 32 «Мы помним, мы гордимся» Участие в акции «Милосердие», «Ветеран» 1-11 в течение года Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Торжественная линейка «За честь школы» Торжественное мероприятие «Последний звонок» 1-11 май 1-11 Май-июнь Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Модуль «Самоуправление» Выборы органов самоуправления в 1-11 сентябрь классах. Заседания комитетов, выборы актива 7-11 вторая школьного самоуправления неделя сентября 5-11 вторая Старт волонтерских акций: «Детинеделя детям», «Крышки для малышки» сентября Учеба актива 1-11 в течение Старт общешкольных конкурсов года «Лучший класс года», «Лучший сентябрь ученик года». «Классный Лидер», «Самый здоровый класс» 7-11 Заседание актива школьного каждый самоуправления второй вторник месяца декабрь Новогодний переполох: подготовка к 1-11 празднованию Нового года, работа мастерской Деда Мороза. Новогодние праздники Заседание Совета старшеклассников 10 январь, Работа актива по подготовке и февраль проведению месячника военнопатриотического воспитания кл. руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители кл руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Сбор Совета «Я и моё место в мире» 10-11 март Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Заседание ученического Совета 10-11 апрель Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Заседание членов совета, акция «Я помню, я горжусь» 9-11 май Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Организация отчетных собраний в классах 1-11 май Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители 33 Общешкольное родительское собрание «Школа-территория безопасности» Лекторий «Как помочь своему ребенку быть успешным» Модуль «Работа с родителями» 1-11 14-19.09. Кл. рук., администрация 2021 Родительский лекторий (классные) «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых» Лекторий «Роль семьи в подготовке школьников к итоговой аттестации» Общешкольное родительское собрание «Здоровье и безопасность наших детей» 1-11 по плану педагогапсихолога январь 4-11 март 5-9 апрель-май Итоговые классные родительские собрания на тему «Организация летнего отдыха детей» (инструктажи по ТБ, ПДД, ППБ, на водных объектах) 1-11 май 1-11 Модуль «Профориентация» 5-11 январь Мероприятие «Фестиваль рабочих профессий» Неделя профориентации День открытых дверей Ярмарка профессий Конкурс « Профессия, которую я выбираю» 5-11 март 10 апрель Проект «Все работы хороши, выбирай на вкус» 9-11 в течение года Экскурсии в музеи Иркутска, Бурятии, района, предприятий Республики День открытых дверей (посещение учебных учреждений СПО, ВУЗов) 4-11 в течение года 10-11 в течение года Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители. Педагог психолог педагогпсихолог Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Классные руководители Модуль «Школьные медиа» Выпуск школьной газеты «Мон Уула» - «Здравствуй школа!» 5-11 Выпуск школьной газеты «Мон Уула», посвященный Дню учителя. Выпуск школьной газеты «Мон Уула», посвященный Дню матери Новогодний выпуск школьной газеты «Мон Уула» 5-11 2.09.2021г 4.10.2021г. Руководитель школьного пресс-центра Руководитель школьного пресс-центра Руководитель школьного пресс-центра 5-11 29.11.2021г. Руководитель школьного пресс-центра 5-11 27.12.2021г. 34 Выпуск школьной газеты «Мон Уула», посвященный Дню защитника Отечества Выпуск школьной газеты «Мон Уула», посвященный Международному женскому Дню. Выпуск школьной газеты «Мон Уула», посвященный Дню юмора. Выпуск школьной газеты «Мон Уула», посвященный Дню Победы Руководитель школьного пресс-центра 5-11 22.02.2022г. Руководитель школьного пресс-центра 5-11 7.03.2022г. Руководитель школьного пресс-центра 5-11 31.03.2022г. Руководитель школьного пресс-центра 5-11 06.05.2022г. Выпуск школьной газеты «Мон 7-8 Руководитель Уула», посвященный 20.05.2022 школьного пресс-центра выпускникам школы г. Видеосъемка и мультимедийное По факту 1-11 Руководитель сопровождение школьных проведени школьного пресс-центра, праздников,фестивалей, я учитель информатики Марзаева конкурсов, спектаклей,вечеров мероприятия Т.В. Освещение деятельности 1-11 По Руководитель образовательной организации в необходим школьного пресс-центра, информационном пространстве, на ости учитель информатики Марзаева сайте школы Т.В. htths://mondi.buryatschool.ru Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Акция «Цветы для школы», 1-11 сентябрьАюшеева А.Д., ЗД по ВР озеленение школы апрель Акция «Сдай макулатуру-сохрани 1-11 октябрьКлассные руководители природу» (сбор макулатуры) ноябрь Презентация социально-значимых 5-11 март-май Аюшеева А.Д., ЗД по ВР проектов «Дари добро!» в течение Акция «Чистая школа» (Генеральные 1-11 Классные руководители учебного уборки классов). года 6-11 февраль-май Классные руководители Реализация волонтерского проекта «Школьный двор» выращивание рассады разбивка цветников на территории школы. Оформление интерьера ко Дню защитника Отечества 8-10 Оформление стенда «История войны в моей семье» 1-11 февраль апрель Заместитель директора по ВР Аюшеева А.Д. Заместитель директора по ВР Аюшеева А.Д., классные руководители Конкурс рисунков «Здравствуй, 1-4 май классные руководители 1-4 лето!» классов Модуль «Детские общественные объединения» Прием в выборы Юнармия 10-11 14 октября Аюшеев Б.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда «Юнармия» 35 Юные пожарники. Работа по плану 3-11 ЮИД. Работу по плану 3-5 Презентация социально-значимых проектов «Дари добро!» для лиги волонтерских отрядов Конкурс «Хоровод единства», посвященный Дню народного единства Школа Лидера 1-11 классные часы: «Мой выбор-мое здоровье» Старт Акции «Самый здоровый класс» Участие в социально-психологическом тестировании 1-11 Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет 1-11 В течение Аюшеева М.Р., учитель русского языка, руководитель года отряда «Искра» В течение Михалева Т.Н., учитель начальных классов, года руководитель отряда ЮИД ноябрь Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители 29 ноября Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители Аюшеева А.Д., ЗД по ВР в течение Классные руководители года Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Мероприятия РДШ по плану 1-11 в течение Классные руководители года Модуль «Безопасность жизнедеятельности» О профилактике гриппа, СOVID. 1-11 сентябрь Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Распространение листовок, памяток Классные руководители, просмотр в/роликов Аюшеев Б.В., преподаватель ОБЖ 1-5 сентября Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Вводный инструктаж по охране жизни 1-11 Классные руководители и здоровья. Проведение инструктажа по ТБ Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 1-11 19-22 Единый день профилактики Классные руководители, классные часы, турнир по правовому октября педагог психолог воспитанию, профилактике ЗОЖ, ПБ, ПДД 8-11 в течение года октябрь сентябрь октябрь Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 1-11 октябрь Всемирный день отказа от курения. Акция «Письмо курящему сверстнику» Месячник безопасности на водных объектах 1-11 ноябрь Марзаева Т.В.,учитель информатики, кл. руководители педагог-психолог, 1-11 ноябрь Выступление агитбригады «Мы за ЗОЖ». Конкурс листовок «Мы за здоровый образ жизни» День красной ленточки. Всемирный день борьбы со СПИДом, уроки здоровья: «Красота, здоровье, гармония», «СПИД-чума века» 5-6 ноябрь Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители, Аюшеев Б.В., преподаватель ОБЖ Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 1-11 ноябрь учитель ИЗО 1-11 01.12.2021 Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 1-11 педагогпсихолог 36 Всемирный День прав человека. Кл.часы «Моя страна», «Конституция-основной закон страны». Уроки права -День воинской Славы России «Деньнеизвестного солдата» Викторины по ПДД «Внимание! Скользкая дорога!»,Операция «Горка» Операция «Новогодняя елка. Безопасный праздник!». 12 декабря Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 1-11 декабрь Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 1-11 декабрьянварь 1-11 декабрь Профилактика инфекционных заболеваний. Лыжня России 1-11 февраль Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Михалева Т.Н, учитель началных классов Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители, Аюшеев Б.В., преподаватель ОБЖ Аюшеева А.Д., ЗД по ВР 5-11 февраль Беседы о здоровом образе жизни,вредные привычки, правильное питание - проведение инструктажа по ТБ вовремя каникул. День Здоровья «В здоровом теле,здоровый дух». 1-11 третья неделя марта 1-11 май 1-11 Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители, Аюшеев Б.В., учитель физкультуры Аюшеева А.Д., ЗД по ВР Классные руководители, Аюшеева А.Д., ЗД по ВПР Классные руководители, Аюшеев Б.В., учитель физкультуры Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Климова А.Г., «Основы финансовой грамотности» 10-11 4-11 Аюшеев Б.В., «Волейбол» 10-11 классные руководители «ПроеКТОриЯ» 3-11 «Спортивный туризм» ЮИД « Светофор», Отряд ДЮП «Искра», участие в деятельности 10-11 РДШ, Совет старшеклассников «Юность», БРО РДШ, Модуль «Классное руководство» Составление плана воспитательной работы в классе 1-11 31.08.10.09.2021г. Классные руководители 1-11 классов Составление социального паспорта класса 1-11 31.0813.09.2021г. Классные руководители 1-11 классов Выборы актива класса для самоуправления 1-11 31.0813.09.2021г. Классные руководители 1-11 классов В течение учебного года Классные руководители 1-11 классов Организация воспитательной работы в 1-11 классе. Выборы актива класса для самоуправления в классе согласна плана воспитательной работы 37 Ведение документации классного руководителя Организация питания 1-11 Групповые и индивидуальные консультации 1-11 1-11 В течение учебного года В течение учебного года В течение учебного года Классные руководители 1-11 классов Классные руководители 1-11 классов Классные руководители 1-11 классов Модуль «Школьный урок» Согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников Корректировка плана воспитательной работы возможно с учетом текущих приказов, постановлений, писем, распоряжений Министерства просвещения